
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
Триодь Постная.
Старообрядческое издание. ХIX век.
39/24/8 см. Обложка: дерево, кожа, теснение.
Одна застёжка утрачена.
Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка:
1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы.
2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей.
3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.
Все богослужения периода Постной Триоди находятся в одноименной книге. Интересно, что вплоть до исправления книг при патриархе Никоне в середине XVII века славянская Постная Триодь заканчивалась пятницей 6-й седмицы, тогда как богослужение Лазаревой субботы уже входило в Цветную Триодь. Однако после указанной реформы службы последних восьми дней (от Лазаревой субботы до Великой Субботы) были перенесены в Постную Триодь, в результате чего книга приобрела тот вид, который она имеет в настоящее время.
Впрочем, в середине XVII века это изменение коснулось лишь Триодей, печатаемых в московских типографиях, а с XVIII века Триодь с исправлениями печатали все типографии на Руси, только старообрядцы продолжали издавать Постную и Цветную Триоди в старом формате..., как и представленное издание.
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...