
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
Гермоген (Добронравин Константин Петрович; епископ Псковский и Порховский; 1820-1893.).
О богослужении православной церкви Гермогена, епископа Псковского. - 11-е изд. - Санкт-Петербург : Училищный совет при Святейшем синоде, 1914. - 104 с. : ил.; 22.
Гермоген Добронравин(в миру Константин Петрович) – епископ Псковский, сын священника, родился 21 февраля 1820 г., обучался в Александро-Невском духовном училище и С.-Петербургских семинарии и Духовной Академии.
Преподавал философию и латинский язык в Московской семинарии, состоял членом конференций С.-Петербургской Духовной Академии, Академического Комитета для издания духовно-нравственных книг и Комитета Духовной Цензуры.
Вдовевший с 1854 г., протоиерей Добронравин, устроив судьбу единственной дочери, 1 сентября 1873 г. принял монашество с именем Гермогена;
8 сентября он был возведен в сан архимандрита, 28 сентября назначен епископом Выборгским, викарием С.-Петербургской митрополии, и 21 октября хиротонисан. Переименованный 9 сентября 1876 г. во епископа Ладожского, Гермоген 24 апреля 1882 г. получил самостоятельную Таврическую епархию, а 9 марта 1885 г. был переведен во Псков.
Вызванный в 1893 г. в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, Гермоген заболел воспалением легких и скончался в 4 часа утра 17 августа на Синодальном Благовещенском подворье. Он был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры возле правого клироса.
Получив в духовной школе свою фамилию за кротость, доброту и приветливость, Гермоген на всю жизнь сохранил эти качества. На всех поприщах он отличался неуклонным исполнением своих обязанностей.
В Московской семинарии он имел самое благотворное влияние на своих учеников. В гимназии он приобрел репутацию «умного, доброго и влиятельного наставника».
Чуждый всяких новшеств в преподавании, он требовал от учеников твердого знания устарелого в главах иных законоучителей Филаретова Катехизиса, но знания отчетливого с ясным пониманием всех текстов, заучивавшихся непременно на славянском языке; каждый текст читал он по книге и объяснял буквальное значение каждого слова; старые слова в Катехизисе заменял новыми, изменял старую расстановку слов; все это переправлял карандашом в своей книге и велел то же самое делать детям в их книгах.
В духовном училище его уроки по «церковному уставу» были «содержательны и интересны», и у него «учились все не потому, что приходилось иметь дело со смотрителем, а потому, что знакомство с предметом происходило под руководством опытного и искусного учителя».
На епископское служение Гермоген смотрел как на подвиг. «Иду, говорил он при наречении во епископа, с твёрдым намерением всецело отдать свои силы на служение Богу, неустанно и неусыпно стоять на страже веры и Церкви, мужественно бороться с её врагами и даже быть готовым и пострадать за истину Христову».
Особенно ревностно он относился к обязанностям наблюдателя за Преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. На экзаменах в нем сказывался старый, опытный и преданный делу законоучитель, и «для законоучителей, по признанию одного из них, экзаменационные беседы архипастыря с детьми служили прекрасными образцовыми уроками». В епархиях он заботился о просвещении паствы при помощи духовно-просветительных обществ и внебогослужебных бесед, о призрении вдов и сирот духовенства и о воспитании его детей.
Гермоген оставил после себя много учено-литературных трудов, которых часть осталась не напечатанной. Он издал ряд руководств по церковной истории и литургике: «Краткая История Русской Церкви», «Очерк Истории Славянских Церквей», «Очерк Истории Христианской Церкви», «Литургика, или Учение о богослужении Православной Церкви», выдержавшее 6 изданий и много других трудов.
Источник: Шереметевский В. Епископ Гермоген (Добронравин). [Электронный ресурс] //Словари и энциклопедии на Академике.
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...