
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
Человек начинающий ходить в храм сталкивается с определенными трудностями в понимании православной веры и правильным поведением в своей жизни.
Большой объем информации в сети интернет и обилие православных книг затрудняют поиск нужных ответов. Как же найти «правильную дорогу» и выстраивать свою духовную жизнь.
Я постараюсь поделиться своим опытом в познании веры:
— Домашняя молитва
Молитва – это живое непосредственное общение с Богом.
Начинайте с утренних и вечерних молитв, они есть в любом молитвослове, особое внимание обратите на молитву «Отче наш», которую дал нам Сам Господь.
Также в список обязательных молитв входят: три канона (1. Покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2. Молебный ко Пресвятой Богородице; 3. Канон ангелу-хранителю) и Последование ко святому Причащению, эти молитвы нужны на стадии подготовке к Таинству Причастия.
Молитвы – это не заклинания и читать их нужно не механически. Еще раз повторюсь — это беседа с Богом, старайтесь молиться вдумчиво и с вниманием. Конечно, не всё и не сразу будет понятно, но «дорогу осилит идущий»…
— Изучение Священного Писания
Священное Писание – это книги, написанные апостолами и пророками при помощи Святого Духа, включают в себя Ветхий и Новый Завет.
Изучать Священное Писание лучше начинать с Нового Завета с Евангелия, ежедневно читая, хотя бы по одной главе. При этом параллельно читать толкования святых отцов на евангельские повествования.
Очень хорошо изучать Священное Писание в воскресных школах, которые есть на приходах православных храмах или православных центрах.
— Посещение богослужений
Обязательной составляющая духовной жизни православного христианина является участие в совместном богослужении. Православное богослужение имеет глубокий смысл, оно красиво и интересно.
Не стоит расстраиваться и смущаться, что поначалу многое будет непонятным, со временем приходит понимание смысла заключённого в богослужебных действиях.
В сети интернет есть много видео уроков для изучения церковных служб.
— Изучение основ православной веры
Самостоятельное изучение основ Православия лучше начинать с малого – с «Символа веры» и пояснений к нему. Далее желательно посмотреть информацию о Таинствах Церкви, изучить православный календарь (посты, праздники и т.п.).
Если есть возможность, то лучше изучить основы Православия в воскресной школе, где преподают эти знания системно.
— Переосмысление своей жизни
Человек начинающий ходить в храм, читать Евангелие и изучать основы православия, начинает задуматься о своей жизни, как он жил до этого, и как должен жить дальше.
Главное условия спасения – это покаяние в своих грехах, стараться исправиться, жить по заповедям Божьим.
Православный христианин должен быть внимателен к своим поступкам, мыслям и отношениям с другими людьми.
На этом пути придется очень потрудиться, придется отказаться от многих привычек, которые ранее казались приятными и полезными.
— Дела милосердия и любви
Слова «вера без добрых дел мертва» — были произнесены апостолом Иаковом. Православный христианин призван любить ближнего – это не только родственников или друзей, а всякого человека, встречающегося на жизненном пути.
Для взрослого человека нет необходимости приводить список добрых дел, нужно стараться всегда и везде, когда есть возможность, делать их и делать их во славу Господа.
— Обретение наставника — духовника
Для начинающего православного бывает сложно разобраться в духовных вопросах, в которых много «подводных камней» и сложностей.
Духовник – это священник, который будет наставлять, принимать исповедь и помогать расти духовно.
Как найти духовника? Во-первых, нужно просить Господа в молитвах об этом. Во-вторых, нужно отбросить ложное стеснение и обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Так со временем Вы встретите, того кто будет полезен Вам, советы которого будут помогать развиваться духовно.
— Изучение основ православной веры
Самостоятельное изучение основ Православия лучше начинать с малого – с «Символа веры» и пояснений к нему. Далее желательно посмотреть информацию о Таинствах Церкви, изучить православный календарь (посты, праздники и т.п.).
Если есть возможность, то лучше изучить основы Православия в воскресной школе, где преподают эти знания системно.
— Переосмысление своей жизни
Человек начинающий ходить в храм, читать Евангелие и изучать основы православия, начинает задуматься о своей жизни, как он жил до этого, и как должен жить дальше.
Главное условия спасения – это покаяние в своих грехах, стараться исправиться, жить по заповедям Божьим.
Православный христианин должен быть внимателен к своим поступкам, мыслям и отношениям с другими людьми.
На этом пути придется очень потрудиться, придется отказаться от многих привычек, которые ранее казались приятными и полезными.
— Дела милосердия и любви
Слова «вера без добрых дел мертва» — были произнесены апостолом Иаковом. Православный христианин призван любить ближнего – это не только родственников или друзей, а всякого человека, встречающегося на жизненном пути.
Для взрослого человека нет необходимости приводить список добрых дел, нужно стараться всегда и везде, когда есть возможность, делать их и делать их во славу Господа.
— Обретение наставника — духовника
Для начинающего православного бывает сложно разобраться в духовных вопросах, в которых много «подводных камней» и сложностей.
Духовник – это священник, который будет наставлять, принимать исповедь и помогать расти духовно.
Как найти духовника? Во-первых, нужно просить Господа в молитвах об этом. Во-вторых, нужно отбросить ложное стеснение и обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Так со временем Вы встретите, того кто будет полезен Вам, советы которого будут помогать развиваться духовно.
Как одеваться в церковь
Как одеваться на службу в храм — этот вопрос волнует многих людей, при посещении церкви.
Особенно для женщины важно знать, что надеть при посещении церкви или других святых мест. По старинной русской традиции в храм надевали всё самое хорошее, посещение церкви всегда было праздником!
Первое, что хотелось бы сказать: церковь посещают не только женщины, но и мужчины и чтобы они не отвлекались от молитвы («смотря по сторонам»), женщинам нельзя ходить с открытыми плечами и в блузке с глубоким вырезом. Это всегда на Руси считалось грехом.
И еще, что особенно актуально в современном мире — нельзя наводить яркий макияж и красить губы (Вас могут не допустить до причастия и сделать замечание при целовании икон и других святынь, прикладываясь к ним, вы можете оставить след от помады).
Второе, выберите одежду не вызывающих тонов, но изысканную, не слишком яркую, но не обязательно черную и унылую.
Третье, в брюках женщине приходить в церковь не следует. Некоторые настоятели храмов хоть и закрывают на это глаза, но все-таки женщины решите для себя: брюки — для другого случая.
Если получилось не запланированное посещение святого места, то во многих храмах, на специальных вешалках, есть юбки и платки, которые можно надеть поверх брюк.
И еще рекомендация для женщин – на голове у вас обязательно должен быть надет платок. Эта старинная традиция имеет глубокие корни. Замужняя женщина одевая платок подчёркивала свой статус. На Руси считалось позором увидеть замужнюю женщину на людях без головного убора.
Сегодня платки носят даже маленькие девочки, так крепко утвердился тот древний обычай. Платок означает скромность и целомудрие. Чтобы Вам не делали замечаний в церкви, обязательно придерживайтесь этой традиции.
Как выбрать платок для церкви.
Платок может быть любого цвета, кроме черного (черный – носят, когда соблюдают траур по умершему).
На Руси следовали такому обычаю — на службу надевать платки того цвета, который соответствовал цветам церковного облачения в храме:
— на Пасху – красный или белый (и его можно носить все 40 дней праздника),
— на Рождество — белый платочек,
— на Великий пост — темно-синий или фиолетовый,
— на праздник Святой Троицы и в День Святого Духа — зеленый,
— в Богородичные праздники носили платки цвета неба,
— на обычную службу — желтого цвета.
И еще несколько советов:
Можно ли ходить в церковь в босоножках?
Можно, но пятки должны быть закрыты, нужно надеть носочки, гольфы или колготки.
В каком платье?
Платье должно быть без разрезов, ниже колена, а еще лучше – до пят.
Рукава на платье желательно должно быть на три четверти или длинным, чтобы руки были закрыты.
На счет юбки для храма?
Юбка может быть прямая, но не обтягивающая, а лучше свободная и не прозрачная, без стразов и непонятных надписей.
Теперь о туфлях для посещения церкви – лучше подойдут закрытые или босоножки на низком каблуке. Не стоит проходить на высоких каблуках.
Спортивная обувь и спортивный костюм так же не приветствуются, это лучше оставить для занятий спортом.
Теперь, что касается совета в одежде для мужчин.
Первое, нельзя находиться в храме в головном уборе.
Второе, брюки лучше надеть однотонные, а рубашку с длинным рукавом. Если в храме прохладно — наденьте свитер или джемпер.
Неприлично приходить в шортах, майке или сланцах.
Можно ли в джинсах?
Многие современные люди вообще не имею брюк, поэтому джинсы в церкви — не возбраняются, но они должны прилично выглядеть.
Обувь, даже летом должна быть закрытой (с закрытыми носками).
Уважаемые братья и сестры, не смотря на современную моду, следует уважать и соблюдать церковные правила.
Кратко о просфоре, антидоре и артосе
"Церковный хлеб", требует особо благоговейного обращения.
Просфора — это круглый хлебец, небольшого размера, приготовленный из квасного пшеничного теста. Она состоит из двух частей — верхней и нижней, в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе. Сверху, ставят «печать», с изображением креста со словами «IC.XC.NI.KA», означающими «Иисус Христос побеждает».
Просфора — это церковный хлеб, использующийся на Богослужении и поэтому требующий особо благоговейного обращения. Во время совершения проскомидии записки (говоря по церковному, поминовения) вместе с просфорами передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая — поминая — их, вынимают при этом частицы из просфор. В определенный момент Божественной Литургии эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия благодать. Просфора, из которой вынута частичка для совершения Евхаристии, освященная в алтаре — большая святыня. Эта святыня — наша маленькая жертва Господу Богу нашему — приносит вкушающим ее христианам душевное и телесное здравие, просвещение ума.
Принято принимать просфору утром натощак, со святой водой (крещенской водой) и молитвой (молитва на принятие просфоры и святой воды есть, в любом молитвослове). Просфору можно приобрести в иконной лавки, кто-то съедает её после богослужения, а кто-то приносит домой.
Антидор в переводе с греческого языка звучит как «вместо даров». Для причащения верующих священник из специальной просфоры, она, как правило, больше чем обычная просфора, с определенной молитвой вынимает середину и опустит её в чашу для причастия. Оставшиеся края просфоры разрезаются на кусочки, называемые антидором. В завершении литургии, тем, кто не готовился причащаться, раздаются эти частички.
Употребляют антидор натощак, после завершения богослужения, когда причащающиеся идут к запивке. Можно частички антидора положить в пакетик или специально для этого сшитую сумочку и забрать домой.
Хранят антидор, там, где и просфору. Употребляют ежедневно с утра перед едой, запивая святой (крещенской) водой.
Обратите внимание, что антидор, как и крещенская вода – великая святыня, и принимать его можно лишь натощак. Как правило, антидор раздают в тех приходах, где большинство прихожан по древнему церковному обычаю ничего не вкушают перед Литургией. Если же вы утром что-либо съели и на богослужении вам дают антидор, вы должны от него отказаться или взять домой и принять натощак в другой день.
Кто был в храме на Пасху, наверное обратили внимание, что возле входа в алтарь на специальном аналое (столе) размещают кулич. Это артос. После праздничной пасхальной службы его освящают, и он на протяжении недели стоит у приоткрытого входа в алтарь – Царских врат. Всю Светлую седмицу вокруг храмов с артосом совершают крестный ход. В первую субботу после Пасхи его разрезают на части и раздают прихожанам.
Артос, как и просфора с антидором – великая святыня. Но в отличие от них, артос не съедают весь сразу, а забирают домой, обязательно сушат и хранят отдельно в специальном мешочке (баночке).
Принимают артос не в каждый день, а при болезни и немощах. Верующие хранят его вплоть до следующей Пасхи, а когда употребляют, то всегда прибавляют слова «Христос Воскресе!».
В заключение хочется добавить, что ко всем святыням нужно бережное отношение и хранение. Чтобы крошки употребляемых святынь не падали на пол, кушайте их над ладонью.
Чтобы просфоры, артос и антидор не «зацвели», их лучше разрезать на кусочки и подсушить на тарелке, а после сложить в пакет, сумочку для просфор или ёмкость для хранения.
Если случилось, что просфора, антидор или артос испортились (покрылись плесенью), следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке «с чистой водой».
Как правильно ставить свечи в церкви
Свечи в храме нужны не столько как источник света (хотя и такое бывает), а как жертва Богу, которую человек приносит Ему.
Приобретая свечи в церковной лавке храма, православные люди материально поддерживают конкретный приход. Церкви, как и всем нам, нужно платить за коммунальные услуги, отопление и электричество и т.д. Священнослужители и все, кто трудятся в храме, должны на что-то жить и обеспечивать свои семьи.
В православном храме все символично. У свечи также есть свое символичное значение – она напоминает о том, что «Христос — Свет миру». Свеча видимый символ молитвы человека перед Богом.
У некоторых возникает такой вопрос — сколько свечей нужно поставить в храме?
Ответ прост — сколько хочется, но в пределах разумного. Можно вообще не ставить свечи, у некоторых людей порой нет такой возможности, можно просто постоять и помолиться.
В храме ставят свечи с молитвой об упокоении в одном месте — на канон (или канун), небольшой прямоугольный стол с распятием, а о здравии — на любой другой подсвечник.
Еще один из часто задаваемых вопросов — как правильно зажигать свечу?
Правильно зажечь свечу от другой свечи, которая теплится на подсвечнике. От лампады зажигать свою свечу не лучший способ: воск с вашей свечи может попасть в внутрь лампады, да и при зажигании свечи от лампады Вы можете её случайно погасить. Когда горящих свечей нет на подсвечнике, можно зажечь от лампады, только сделать это необходимо предельно аккуратно.
Если Вы зашли в храм в перерывах между службами, можно оставить свечу, не зажигая её на подсвечнике — во время ближайшего богослужения ее обязательно зажгут.
Последний вопросов, который интересует многих — когда лучше ставить свечи?
Желательно подойти в храм за 15-20 минут до службы, чтобы было время не только написать записки, но и поставить свечи и приложиться к иконам.
В том случае если, Вы пришли в храм, когда богослужение уже идет, то было бы правильно не ставить свечи совсем. Во время особо важных моментов службы, таких как: каждение храма, чтение Евангелия, Великий вход, исполнение Херувимской песни, Евхаристического канона, «Символа Веры» или «Отче наш», не благословляется перемещаться по храму или ставить свечи.
В некоторых храмах во время исполнения Евхаристического канона на свечном ящике даже появляется объявление, которое гласит, что в данный момент ни разговаривать, ни ходить по храму не разрешено.
Как правильно совершать поклоны в храме
Когда и какие поклоны следует делать в церкви, с одной стороны вопрос простой, но требует некоторого анализа и изучения.
В чём заключается духовный смысл поклонов?
Поклоны в церкви на богослужениях или при частных молитвах, выражают смирение, преклонение перед Богом, признание Его превосходства и величия, перед нашей греховностью и несовершенством. Поклон поясной или земной считаться выражением нашей любви и благодарение Богу, особенно при наших прошениях к Нему.
Немногие из православных христиан, которые ходят в церковь, целенаправленно изучали этот вопрос по Типикону (Богослужебный устав) или читали советы святых отцов.
Новоначальный христианин, как правило, на службах повторяет то, что делают другие более «опытные» прихожане, но всегда ли они правы?
Какие бывают поклоны — поклоны бывают великие и малые, или иначе — земные и поясные, и еще бывает преклонение главы.
Преклонение главы мы делаем, когда священник на богослужениях призывает: «Главы наша Господеви преклоним» или «Главы ваша Господеви преклоните», или когда священник произносит возглас — «Мир всем», а также когда читают Евангелие, когда священник благословляет рукой, Крестом, Евангелием или Святой Чашей.
Поясные поклоны православные верующие должны совершать при всех ектений после слов «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также при троекратном «Алиллуйя» и на «Буди имя Господне». Еще при произнесении «Трисвятого» и молитв «Приидите, поклонимся». Не будет лишним сделать поясной поклон при целовании икон и других святынь в храме.
Земные поклоны совершаются во время Великого Поста; при поклонении святыням: Кресту — на Крестопоклонной неделе Великого поста, в праздник Крестовоздвижения, при выносе Креста на праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста; Плащанице — на праздник Успения Божией Матери и на погребение Плащаницы — Господа в Страстную Пятницу Великого Поста; при поклонении святым мощам.
Еще хотелось бы заострить Ваше внимание на том, когда земные поклоны не совершаются (это установлено святыми отцами на первом и шестом Вселенских Соборах):
в субботние и воскресные дни, начиная с вечерни в пятницу, а также в период от Пасхи до дня Святой Троицы; на Святки — с 7 по 17 января (по новому стилю); на все двунадесятые и великие праздники; также после Причастия не стоит делать земных поклонов.
Святитель Афанасий (Сахаров) сказал об отмене земных поклонов в особые дни: «…В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!».
Однако есть и другие частные богословские мнения, в чём их суть: если человек имеет особое желание и нужду в усиленной молитве, и хотел бы выразить особое благоговение и почтение к святыне, он может совершить земной поклон и воскресный день, но сделать это желательно так, чтобы никому не мешать и не привлекать всеобщее внимание.
В заключении хочу подытожить: поклоны имеют особое значение и совершать их надо по уставу Церкви, но бывают исключения, главное – чтобы мы не делали поклонов без благоговения, без веры, без страха Божия.
Как правильно прикладываться в храме к иконам
Когда подходите к святыням (иконам, кресту, святому евангелию, к мощам) крупные сумки и пакеты лучше оставить в сторонке, можно попросить кого-то присмотреть за ними. Не спешите и не толкайтесь, старайтесь подойти к святыням с благоговеньем и трепетом, тогда возможно «по вере Вашей» получите помощь от Господа.
Особое внимание следует обратить женщинам — недопустимо прикладываться к святыням с накрашенными устами.
Перед самим прикладыванием желательно сделать два поясных поклона, при этом осенить себя крестным знамением перед каждым поклоном, а после прикладывания еще раз перекреститься и сделать поясной поклон.
Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик. В Православной церкви существует традиция, принято целовать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды.
На иконе иногда изображено несколько святых, принято целовать один раз, так как перед службой в храме, может быть большое количество верующих, и чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.
При прикладывании к иконе Спасителя можно произносить про себя краткую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)». Когда подходите и прикладываетесь к иконе Пресвятой Богородицы можно, опять же про себя произнести молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Также при прикладывании к иконам святых, мы можем просить помощи у них, в краткой молитве (можно своими словами).
Некоторые люди, из благочестивых порывов, после целования прикладываются к святыням еще и лбом. Подобная практика не имеет какого-нибудь серьезного богословского основания, в церковно-богослужебных изданиях говорится только о целовании святыни, но при этом нет ни одного слова о прикладывании к ней лбом или другими частями тела. Если Бог захочет нас исцелить или просветить наш ум, Он может сделать это и через наши губы.
Не стоит обращать внимания на различные предрассудки по поводу возможности заразиться какой-то болезнью при целовании святынь. В храме никто не заражается, прикасаясь к святыням, а наоборот — получают исцеления.
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...