История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
Если изучить исторический опыт нашей страны, то можно утверждать, что стержнем культуры и жизненного уклада на протяжении многих веков были православные духовные традиции. Развитие общества и в целом жизнь Руси определялись этими традициями.
Русская Православная Церковь до 1917 года была не только духовным центром, а также центром просвещения и культуры народа. Значимую роль Русская церковь сыграла в организации музеев. Этот опыт, на мой взгляд, ещё не получил должного внимания и оценки в современный период со стороны государства и общества в целом.
С приходом к власти большевиков, началом гонений на Церковь и разрушением храмов, разрушались не только православные традиции, но и нравственные, духовные основы человека, разрушалась вся система русской культуры, в том числе и большое количество церковных музеев.
До октябрьской революции в стране существовало несколько типов церковных музеев. Одним из главных типов церковного музея являлась - монастырская ризница. В губернских и уездных соборах, не говоря уже о столичных, также существовали ризницы, в них хранились драгоценные богослужебные предметы из золота, серебра украшенные драгоценными камнями, иконы, книги, облачение и т.п.
Ризницы, как правило, имели отдельные помещения, иногда они размещались в одном из приделов храма. Предметы находились в специальных шкафах, на стеллажах. Был организован тщательный учёт этих вещей, о чем можно прочесть в специальных книгах и исторических описаниях, ныне хранящиеся в государственных музеях и архивах страны.
Ещё одним из типов церковного музея можно отнести - древлехранилища или епархиальные палаты древностей, которые существовали в губернских и столичных городах. Предметы из этих церковных музеев стали основой для многих созданных краеведческих музеев в советский период.
Ещё хотелось бы упомянуть в этой небольшой статье, что многие священники, как правило, были первыми историками земли Русской, они составляли описи, записывали наблюдения и различные сведения, были организаторами уездных музеев. Передавали сведения и описи о памятниках в Императорскую археологическую комиссию.
Современные исследователи постоянно обращаются к архивным данным составленными священнослужителями. В дореволюционной России существовал учёт и описание памятников церковного искусства: храмов, икон, утвари, книг и настенных росписей. И если в настоящее время изучить и применить опыт церковных музеев, то многие современные проблемы могли бы найти решение.
Одним из первых шагов в этом направлении, могут стать церковные музеи и библиотеки при монастырях и соборах. Где будут собраны, в том числе и материалы по истории советского периода: сведения о судьбах священников и иноков, книги и другие издания, материалы по реставрации монастырей, соборов, храмов. Также было бы целесообразно создавать музеи семинарий, училищ, приходские музеи и особо почитаемых священнослужителей из почивших.
Для комплектования фондов таких церковных музеев привлекать государственные музеи, коллекционеров и благотворителей. Продолжать сотрудничество с государством по типу «храм-музей», на примере: Кижского прихода и музея Кижи.
Полноценное возрождение русских культурных традиций невозможно без изучения историко-культурного наследия Русской Православной Церкви.
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...