История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
Знаменное пение или его еще называют — крюковое пение, это особый вид церковного пения, в основе которого положено одноголосное хоровое исполнение. Его называют каноническим пением в силу его древности.
Само название этого пения происходит от слова «знамена» или синонима «крюки». В старинных богослужебных книгах звуковые интервалы обозначались с помощью специальных знаков — «знамена» или «крюки», которые ставились над текстом.
Эти знаки несли информацию о мелодии (напеве). Для исполнителя эта информация преобразовывалась в своеобразные образцы, которые он использовал для составления мелодий, в зависимости от времени и чина службы.
На Руси Заменное пение было распространено с XI по XVII век и пришло оно к нам из Византии. Но с середины XVII века знаменное пение сменяется партесным.
В настоящее время, с некой осторожностью, можно сказать о возрождении в Русской Православной Церкви канонического (Знаменного) богослужебного пения. Оно снова звучит в многих монастырях и на некоторых приходах, организуются школы знаменного пения.
В то же время к знаменному распеву есть целый ряд заблуждений.
Главный из которых — знаменный распев часто связывают со старообрядческой церковью, называя его пением раскольников. Это в корне неверно. Знаменное пение на Руси звучало семь веков – это пение единой Русской Церкви.
Второе заблуждение — считают, что знаменный распев эволюционно развивается и переходит в более развитую форму — в многоголосие. Это опять же не так, богослужебное пение по содержание неизменно, как и церковно-славянский язык. Это Предание – собранный опыт великих подвижников и является достоянием всей нашей Церкви.
Думаю, стоит возвращаться к забытым сокровищам исконного родного древнерусского богослужебного пения, которым жили и спасались наши предки на Руси до XVII века!
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...