Персональный сайт
Эйно Кяйвяряйнен
Главная/Библиотека/Последние приобретения/"Розыск о раскольнической брынской вере". Издание 1762 года.

"Розыск о раскольнической брынской вере". Издание 1762 года.

"Розыск о раскольнической брынской вере". Издание 1762 года.

"Розыск о раскольнической брынской вере". Издание 1762 года.
Святитель Дмитрий Ростовский (Туптало, 1651-1709). 
 

Русская Православная Церковь 22 апреля 1757 года причислила митрополита Димитрия к лику святых и празднует память этого чудотворца два раза в год: 28 октября (10 ноября), в день кончины, и 21 сентября (4 октября), в день обретения его мощей.
Мощи святого угодника Божия находятся в Спасо-Яковлевском монастыре (г.Ростов).
 

Из трудов святителя Димитрия наиболее чтимые считаются, во-первых, Четии-Минеи, над составлением которых он работал более двадцати лет.
Вторым значимым трудом является «Синопсис», в которой изложены события библейской истории с нравственно-поучительной целью.
И третьим, по значимости из трудов святителя, можно отнести 
«Розыск о раскольнической брынской вере» (Святитель Димитрий известенкак борец со старообрядческим расколом)«Розыск» – значит дознание, выяснение обстоятельств; «брынской» – по названию места, откуда приходили раскольники, Брынские леса.

В 1745 году «Розыск» был впервые напечатан и затем переиздавался. Последние издания этой книги вышли в XIX веке в Москве (1855) и в Киеве (1877).

В наше время большая часть трудов святителя Димитрия (Жития святых, Синопсис) уже переиздана. Что же касается «Розыска о раскольнической брынской вере», переиздаваться по всей видимости не будетпо причине отмены клятв на старые обряды РПЦ и изменения в отношении государства к старообрядчеству.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года окончательно снял все анафемы и клятвы
 на старые обряды и признал их ошибочными, приведшие к церковно-общественному расколу. 

Вкратце, о чём эта книга:
святитель Димитрий начинает свой «Розыск», ставя следующие вопросы: «Вера раскольническая есть ли правая вера и есть ли она старая вера?» На оба эти вопроса он отвечает отрицательно. Святитель Димитрий считал раскол плодом невежества, что было свойственно и его пастве, но невежества, соединённого у раскольников с упрямством и хулами на Церковь. 

На протяжении всей книги Святитель не устаёт повторять, что православные люди чают получить спасение и благодать не в вещах зримых и осязаемых, не в древности или новости их, но только в вере непорочной в невидимое плотскими нашими очами. Поскольку старообрядцы своё расхождение с Церковью обосновывали ревностной приверженностью к видимым и осязаемым вещам – к древним иконам, восьмиконечным крестам, к старым книгам, к двоеперстию, – Святитель по каждому предмету дал своё изъяснение.

Об иконах: «Мы не разбираем между старыми и новыми иконами, но равно почитаем новые, якоже и старые. И когда кланяемся иконе святой, кланяемся... ни ветхости, ни новости... но на святыню взираем, святыню почитаем и изображению начертанного поклоняемся».

О кресте: «Почитаем же крест не ради количества концов его, но ради воспоминания страдания Господня. Не крест бо, но Христос, на кресте распятый, спасе нас, и не по кресту нарицаемся христиане, но по самому Христу; и не крест нам Бог, но Христос Бог наш. Крест же святый, аще четвероконечный, аще восьмиконечный, аще и множайше концы имеющий равно почитаем».

О книгах: «О книгах же старых и о книгах новых извествуем, яко едино суть, якоже и иконы старые и новые едино суть. Перемена же некиих речей в книгах несть перемена веры: в того же бо Бога и новые книги верить учат, в коего и старые; те же догматы веры и новые книги в себе содержат, кои и старые; и несть никоего противного учения в книгах новых, яко же и в старых. А что некая речения переменили, то не исказили, но исправили. А что старообрядцы глаголют, будто святые отцы по старым книгам спаслися, то они от неразумия своего лгут, ибо святые отцы не по книжным наречиям и речам спаслися, но по своему добродетельному житию... Ни по старым бо речениям книжным, ни по новым кто спасается, но по своим добрым делам и вере непорочной». 

Святитель в своём труде не однократно указывал, что не приверженность к «старым обрядам и книгам», но за хулы раскольников на Церковь и святые вещи были причиной их отлучения от Церкви на Большом Московском Соборе в 1667 году. Они же были причиной резких слов святителя Димитрия, закончившего розыск о хулениях такими словами: «И кто не поболит сердцем о досадных хулах на Церковь Божию, от гнилого их ума и уст, аки от адския бездны, исходящих? паче же кто не поболит о самих их заблуждении и погибели, прельщающих и прельщаемых? Церковь бо аки камень высок, посреде моря стояй, и от волн морских выну во дни и в нощи биемый, не повреждается: хульники же, аки волны о камень разбивающиися, без вести бывают» (с. 531).

Не мог такой пастырь, как святитель Димитрий, не поболеть сердцем о прельщающих и прельщаемых, а потому терпеливо разъяснял смысл всех заблуждений, найденных им в тогдашних сочинениях раскольников. 

В заключение хотелось бы ещё раз сказать о том, что «Розыск» святителя Дмитрия Ростовского замечателен не как полемическое сочинение против раскола, но, главное, как источник положительного учения о православной вере, о честном Кресте, о последних временах, – учении, изложенном со свойственной Святителю простотой, ясностью и назидательностью.

1о.Владимир
Книга "Со старцем на Афон"
Произведение, созданное на основе подлинных дневниковых записей и воспоминаний автора, рассказывает о дальнем и нелёгком путешествии из Петрозаводска на Афон.
Поездка, выпавшая на долю двух паломников, один из которых почтенного возраста протоиерей, искренний молитвенник, которого слышат Небесные силы и помогают, выручая в сложных ситуациях.
Var-3 (1)
Книга "Со старцем на Афон"
"Истинная радость действительно бывает нечаянной, то есть неожиданной. Такую радость испытываешь при чтении рассказа Эйно Кяйвяряйнен "Со старцем на Афон"

С благословением,
Митрополит Петрозаводский
и Карельский Константин".
События
Статьи 2 Все статьи
Знаменное пение
18062024
Знаменное пение или его еще называют — крюковое пение, это особый вид церковного пения, в основе которого положено одноголосное хоровое исполнение.
Церковный музей
14062024

В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...

Оставить заявку

Рад буду ответить на любые Ваши вопросы, пишите.

это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарии*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена