История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
"Розыск о раскольнической брынской вере". Издание 1762 года.
Святитель Дмитрий Ростовский (Туптало, 1651-1709).
Русская Православная Церковь 22 апреля 1757 года причислила митрополита Димитрия к лику святых и празднует память этого чудотворца два раза в год: 28 октября (10 ноября), в день кончины, и 21 сентября (4 октября), в день обретения его мощей.
Мощи святого угодника Божия находятся в Спасо-Яковлевском монастыре (г.Ростов).
Из трудов святителя Димитрия наиболее чтимые считаются, во-первых, Четии-Минеи, над составлением которых он работал более двадцати лет.
Вторым значимым трудом является «Синопсис», в которой изложены события библейской истории с нравственно-поучительной целью.
И третьим, по значимости из трудов святителя, можно отнести «Розыск о раскольнической брынской вере» (Святитель Димитрий известен, как борец со старообрядческим расколом). «Розыск» – значит дознание, выяснение обстоятельств; «брынской» – по названию места, откуда приходили раскольники, Брынские леса.
В 1745 году «Розыск» был впервые напечатан и затем переиздавался. Последние издания этой книги вышли в XIX веке в Москве (1855) и в Киеве (1877).
В наше время большая часть трудов святителя Димитрия (Жития святых, Синопсис) уже переиздана. Что же касается «Розыска о раскольнической брынской вере», переиздаваться по всей видимости не будет, по причине отмены клятв на старые обряды РПЦ и изменения в отношении государства к старообрядчеству.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года окончательно снял все анафемы и клятвы на старые обряды и признал их ошибочными, приведшие к церковно-общественному расколу.
Вкратце, о чём эта книга:
святитель Димитрий начинает свой «Розыск», ставя следующие вопросы: «Вера раскольническая есть ли правая вера и есть ли она старая вера?» На оба эти вопроса он отвечает отрицательно. Святитель Димитрий считал раскол плодом невежества, что было свойственно и его пастве, но невежества, соединённого у раскольников с упрямством и хулами на Церковь.
На протяжении всей книги Святитель не устаёт повторять, что православные люди чают получить спасение и благодать не в вещах зримых и осязаемых, не в древности или новости их, но только в вере непорочной в невидимое плотскими нашими очами. Поскольку старообрядцы своё расхождение с Церковью обосновывали ревностной приверженностью к видимым и осязаемым вещам – к древним иконам, восьмиконечным крестам, к старым книгам, к двоеперстию, – Святитель по каждому предмету дал своё изъяснение.
Об иконах: «Мы не разбираем между старыми и новыми иконами, но равно почитаем новые, якоже и старые. И когда кланяемся иконе святой, кланяемся... ни ветхости, ни новости... но на святыню взираем, святыню почитаем и изображению начертанного поклоняемся».
О кресте: «Почитаем же крест не ради количества концов его, но ради воспоминания страдания Господня. Не крест бо, но Христос, на кресте распятый, спасе нас, и не по кресту нарицаемся христиане, но по самому Христу; и не крест нам Бог, но Христос Бог наш. Крест же святый, аще четвероконечный, аще восьмиконечный, аще и множайше концы имеющий равно почитаем».
О книгах: «О книгах же старых и о книгах новых извествуем, яко едино суть, якоже и иконы старые и новые едино суть. Перемена же некиих речей в книгах несть перемена веры: в того же бо Бога и новые книги верить учат, в коего и старые; те же догматы веры и новые книги в себе содержат, кои и старые; и несть никоего противного учения в книгах новых, яко же и в старых. А что некая речения переменили, то не исказили, но исправили. А что старообрядцы глаголют, будто святые отцы по старым книгам спаслися, то они от неразумия своего лгут, ибо святые отцы не по книжным наречиям и речам спаслися, но по своему добродетельному житию... Ни по старым бо речениям книжным, ни по новым кто спасается, но по своим добрым делам и вере непорочной».
Святитель в своём труде не однократно указывал, что не приверженность к «старым обрядам и книгам», но за хулы раскольников на Церковь и святые вещи были причиной их отлучения от Церкви на Большом Московском Соборе в 1667 году. Они же были причиной резких слов святителя Димитрия, закончившего розыск о хулениях такими словами: «И кто не поболит сердцем о досадных хулах на Церковь Божию, от гнилого их ума и уст, аки от адския бездны, исходящих? паче же кто не поболит о самих их заблуждении и погибели, прельщающих и прельщаемых? Церковь бо аки камень высок, посреде моря стояй, и от волн морских выну во дни и в нощи биемый, не повреждается: хульники же, аки волны о камень разбивающиися, без вести бывают» (с. 531).
Не мог такой пастырь, как святитель Димитрий, не поболеть сердцем о прельщающих и прельщаемых, а потому терпеливо разъяснял смысл всех заблуждений, найденных им в тогдашних сочинениях раскольников.
В заключение хотелось бы ещё раз сказать о том, что «Розыск» святителя Дмитрия Ростовского замечателен не как полемическое сочинение против раскола, но, главное, как источник положительного учения о православной вере, о честном Кресте, о последних временах, – учении, изложенном со свойственной Святителю простотой, ясностью и назидательностью.
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...