
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
«Требник».
Москва. Синодальная типография. 1915 год.
По благословению Святейшего Правительствующего Синода.
Размер - 19 х 13 х 5 см.
Требник — богослужебная книга православных церквей, в которой излагаются чинопоследования треб, таинств и иных священнодействий, осуществляемых Церковью в особых случаях.
Первые попытки собрать традиционные молитвословия и обряды предпринимались ещё в первые столетия по Р. Х., но письменные источники не сохранились до нашего времени. Первой книгой, напоминающей современные Требники, был Евхологион Сарапиона, епископа Тмуитского, жившего в Египте в IV веке.
На Руси первый Требник на славянском языке появился приблизительно в IX веке благодаря просветительским трудам Кирилла и Мефодия. Он находился в употреблении вплоть до XIV века, когда митрополит Всероссийский Феогност (выходец из Византии) привёз новый Требник и дал указание перевести его на славянский язык.
С появлением книгопечатания в 1564 году стало возможным передать экземпляры нового Требника в каждый приход на территории Руси. При этом книги не только издавались, но и активно редактировались при патриархах, находившихся на церковном престоле в период с 1619 до 1690 года.
Некоторые этапы истории Требника:
При патриархе Иосифе в 1651 году был издан Большой Требник, при Иоасафе свет увидел его сокращённый экземпляр — Малый Требник.
При Иоакиме в 1687 году Требник был дополнен Номоканоном — византийским сборником императорских указов и правил церковной жизни.
Во второй половине XVII века сложились два типа Требника — Большой и Малый, с рядом изменений, существующих доныне.
Последнее исправление в книгу было внесено в 1863 году, когда по благословению митр. Арсения в типографии Киево-Печерской лавры был собран и издан Требник Дополнительный.
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...