История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
Старообрядческая книга «Житие Василия Нового» начало ХIХ века, печать по древней традиции в два цвета, текст на церковнославянском языке. Бумага «верже» (с водяными знаками в виде характерной "решетки").
По каталогу Е.А. Емельяновой, № 381, с. 540, 2010 год: Типография П.И. Селезнёва в Махновке и К. Колычева в Янове, после 1808 года. Заставка на л. 1- рис. 274.
Книга изобилует интересными владельческими записями:
1) «1887 года совершися чюдо августа 7 пополудни: солце померче, т(ь)ма была неожидаемая 2 минуты, была ночь теммна и звезды. Феоктист Степанов.»
2) «Екима Степановича».
3) «Переплетал сию книгу инок Пермской губерьнии Сергей Яковлевичь Поносов 1884 года марта 3 числа».
4) «Преставися раб Божий Иоаким 1883 года ноебря 22 дня на памядь Пресвятыя Богородицы Казанския».
Преподобный Василий Новый (ум. 944 г. или 952 г.) православный святой, прославившийся аскетизмом, исцелением больных и прозорливостью. Церковь называет его Новым, отличая от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.
Житие Василия Нового одно из самых популярных текстов народного Православия Средних веков. Житие состоит из трёх разных текстов, написанных учеником Василия Нового Григорием Мнихом – собственно само житие и два видения на эсхатологические темы – знаменитые «Мытарства Феодоры» (ученицы Василия) и «Видение страшного Суда» - «частная» и «общая» эсхатология соответственно.
Книга «Житие Василия Нового» в средние века входила в обязательный круг чтения всякого благочестивого христианина, напоминая о неотвратимой кончине, о Страшном Суде, на котором придётся дать ответ за свою жизнь.
Яркая, выразительная эсхатология (православное вероучение о конце света) «Жития Василия Нового» оказало огромное влияние на сознание и культуру Средневековья.
Так, вторая часть произведения оказала влияние на древнерусскую литературу и повлияла на иконографию изображений Страшного суда.
К числу литературных текстов, на которые повлияло Житие относятся рассказ в составе «Повести временных лет» о греческом философе и о запоне, на которой было изображено «Судище Господне» (Страшный суд), большое число обращений к теме Страшного суда в церковно-учительных сборниках, проповеди Авраамия Смоленского.
Со второй половины XVII века Житие Василия Нового было по-новому осмыслено в старообрядческой среде, что обусловлено выразительной эсхатологией, содержавшейся в данном произведении и перекликавшейся со старообрядческими ожиданиями Второго Пришествия.
От XVII–XIX веков дошло множество списков этого литературного памятника, в том числе и лубочных. Житие нередко издавалось старообрядческими типографиями, выдержав до начала XIX столетия большое количество изданий.
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...