История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
«Службы, житие и чудеса св. Николая Чудотворца Мирликийского». Московская типография Единоверцев при Свято-Троицко-Введенской церкви. 1887 год.
В 1800 году, при императоре Павле I, официально было учреждено Единоверие и определён порядок взаимоотношений государственной церкви и старообрядцев, перешедших под её протекторат. Одним из основных вопросов, который требовал неотложного решения, был вопрос об обеспечении вернувшихся в лоно церкви старообрядцев необходимой для богослужений литературой.
Этот вопрос затягивался по разным причинам и только 11 октября 1818 года императором Александром I был подписан указ об уничтожении старообрядческих и об учреждении вместо них в Москве единоверческой типографии. Одному из членов Синода, митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму, было поручено представить своё мнение по поводу этого указа.
И наконец, 12 февраля 1820 г. Синодом был подписан указ об открытии в Москве единоверческой типографии. В этом указе отмечено, что Единоверцы полностью готовы приступить к книгоизданию, для чего при Свято-Троицко-Введенской церкви "дом удобный к помещению всего, принадлежащего к типографии имеется, все потребные к печатанию вещи и материалы в готовности и даже знающие мастерство люди приисканы..."
Так, спустя 20 лет, после учреждения Единоверия, после многочисленных обсуждений, в которые были втянуты духовные и светские власти, как центральные, так и местные, Старообрядцам - Единоверцам было дозволено открыть типографию, подчинённую московской духовной консистории и московскому архиепископу.
При ней, в соответствии с установленным порядком деятельности, из Единоверцев создавался совет попечителей. Для издания любой книги они ходатайствовали перед духовным начальством, и то принимало решение...
Эта одна из книг изданная в московской единоверческой типографии.
История создания славянских алфавитов: кириллица, глаголица. Реформы русской письменности и другое.
В современной России с 1990-х годов, ведутся поиски оптимальных вариантов охраны национального культурного наследия. Возможно стоит вспомнить опыт церковных музеев дореволюционного периода...